Выставка предметов, документов и фотографий из фондов МБУК СМВК, посвященная Дню строителя

Профессия строитель, а точнее военный строитель, для нашего города – знаковая. Неслучайно одна из улиц Североморска так и называется – улица Флотских Строителей.

В далеком 1933 году с целью инженерного обеспечения базирования Северной военной флотилии и сооружения системы береговой обороны формируются штаты Управления начальников инженеров (УНИ).

В 1954 году строительное управление СФ преобразовано в «Северовоенморстрой» (СВМС). Одно из крупных промышленных предприятий СВМС - 173 деревообрабатывающий комбинат, сформированный на базе 56 механического завода, созданного еще в 1943 году. В военное время завод изготавливал мины, артиллерийские снаряды, заграждения и многое другое, что необходимо было фронту. После войны время деревообрабатывающий комбинат обеспечивал капитальное строительство СФ стройматериалами. Одна из важнейших задач тех лет – восстановление промышленного и жилищного фонда СФ.

В середине 50-х годов начинается новый этап в развитии ВМФ, в частности, идет переход флота на ракетное и ядерное оружие, на атомную энергетику. Появление на Севере атомного подводного флота потребовало создания новых баз в удаленных районах. Задачей флотских строителей стало освоение новых территорий, строительство новых причалов и городков для подводников. Этот этап тесно связан с именами Леонида Вениаминовича Шумилова (начальник СВМС 1975 с по 1978) и Алексея Алексеевича Макарычева (начальник СВМС 1985 с по 1986).

Леонид Вениаминович Шумилов

Леонид Шумилов, окончивший школу с серебряной медалью и хорошо разбиравшийся в точных науках. В 1957 году он стал дипломированным военным строителем, а уже в 1958 году возглавил один из строительных участков в городе Полярный, на два десятка лет связав свою судьбу с Северным флотом.

Сначала работал начальником строительного участка (1958-1962), потом начальником управления (1962-1969), начальником "Спецстроя-700" на Новой Земле (1969-1972), главным инженером (1972-1975), а в 1975 году возглавил строительное управления Северного флота.

О масштабе и объемах работы говорит тот факт, что в подчинении Л. В. Шумилова находились без малого 56 тысяч человек. Это был период массового перевооружения и перехода от дизельных подводных лодок к атомным, появления первого авианесущего крейсера "Киев", новых самолетов, и ему, как начальнику Северовоенморстроя, довелось осуществлять руководство строительством многих крупных объектов, возводить новые города на Кольской земле.

Алексей Алексеевич Макарычев

В 1964 году на Север в распоряжение капитана Шумилова попал Алексей Алексеевич Макарычев, на очень важный строительный объект – РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении, первая в системе, в то время разворачивающейся в Советском Союзе. Работа кипела круглые сутки без выходных. А. А. Макарычев, вспоминал слова своего начальника: «Суббота - полный рабочий день, воскресенье – до обеда, а Вы, товарищ, Макарычев, - по скользящему графику». Условия службы на суровом Севере были очень непростыми: Арктика есть Арктика.

Офицерский кортик, принадлежавший А. А. Макарычеву

Одним из наиболее важных, сложных и вместе с тем интересных объектов был причальный фронт для базирования атомных подводных лодок в Гремихе, которые должны были быть сооружены на месте, где были лишь скалы да сопки. На весь цикл работ, который включал в себя разработку каменного карьера, отсыпку дамбы длиной 1200 метров, отсыпку корней плавучих тяжелых причалов и бетонирование их корневой части было отведено всего 6-7 месяцев. Это диктовало жесточайший ритм и организацию работ. Причалы были установлены, территория образована и сделано дноуглубление акватории в установленные сроки.

За годы работы на Северном флоте в становлении Л.В.Шумилова как руководителя большую роль сыграл человек сложной судьбы, талантливый инженер и руководитель заместитель командующего Северным флотом генерал-лейтенант Борис Степанович Фулик.

Борис Степанович Фулик

Именно Борис Степанович уделял большое внимание вопросу строительства жилья для североморцев. Он был руководителем, который заботился прежде всего о людях.

Родился Борис Степанович Фулик в 1918 году в селе Гришино Сумской области. С 1934 года началась его служба в Вооружённых Силах СССР, где он прошёл путь от курсанта Высшего инженерно-строительного училища до генерал-лейтенанта. Училищная газета, посвященная первому выпуску офицеров, называет Бориса Степановича в числе тех, кто входит в ядро курса, показывает личный пример в учёбе и дисциплине. Молодому офицеру пророчили большое будущее.

В 1941 году Фулик попадает в состав строительной части Балтийского флота. Первые месяцы службы пролетели незаметно: в делах и заботах. Но грянула война, он попадает в плен: остров Эзель, концлагерь, пытки, истязания, издевательства, тяжкий труд. Фашисты так изощрялись в побоях, что на теле живого места не оставалось. Пять раз Борис Степанович бежал из лагеря, и пять неудачно… И лишь шестая попытка удалась.

В части бывшего военнопленного встретили сдержанно. То, что он выбрался сам из неволи, в расчёт не бралось. От Бориса Степановича отвернулись даже близкие друзья. Фулик был разжалован, исключён из партии. Доверие пришлось зарабатывать тяжким трудом: он брался за самые трудные задания. Лишь через 4 года честь офицера была восстановлена. Начав с начальника строительного участка, он проходит все строительные должности.

7 августа 1965 года офицеру Фулику присвоено звание «Заслуженный строитель Эстонской ССР»

Письмо президента Академии наук Эстонской ССР И.Эйхфельда Б.С. Фулику

Через 7 лет Фулик попадает на Северный флот и назначается заместителем командующего по строительству. Он с головой уходит в работу. Его редко можно застать в кабинете. Генерал скрупулёзно изучает и решает флотские строительные проблемы. Так, вместо старого мало производственного эстакадного метода забивки свай внедряется вибрационный способ с плавкранов. В практику строительства входит универсальная конструкция стационарных причалов на свайных оболочках. Это был принципиально новый метод строительства гидроакустических сооружений, которые возводились взамен устаревших. Производительность труда возросла в полтора раза, значительно повысилась эффективность строительного производства, придаётся значение крупноблочному строительству.

Фуражка и парадная тужурка генерал-лейтенанта Б.С. Фулика

Много личного труда вложил Борис Степанович в развитие и строительство столицы Северного Флота – Североморска. Под его руководством были запроектированы и созданы Приморская площадь, возведены жилые дома на улицах Кирова, Саши Ковалёва, Колышкина, Комсомольской. Было начато строительство нового микрорайона на Северной Заставе, запроектировано строительство жилого района на средней террасе города выше кинотеатра «Россия». В Североморске был построен молокозавод, целый ряд гидротехнических объектов, парк второй очереди с детским городском.

В 70-е годы Фулик внедряет в строительство научную организацию труда. Планирование всех работ основывалось на тщательных инженерных расчётах. Это способствовало ритмичной работе на протяжении всего года, сдаче объектов в срок и досрочно.

Газета «Североморская правда» №92 от 02.08.1984 г.

Труд Фулика Б.С. оценен по достоинству. Борис Степанович награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Одна из улиц нашего города носит его имя.

Многие военные строители за свой труд награждены орденами и медалями, стали Лауреатами различных премий. Например, в 1964 году за проектирование и строительство инженерного сооружения в высоких широтах офицер Е. Н. Барковский стал Лауреатом Ленинской премии. В 1970 году на Новой Земле по специальному проекту для арктических условий построена средняя школа.

В. М. Закиматов, А. А. Макарычев, А. М. Гайдук, Л. В. Шумилов, А. Г. Захарин, С. А. Спирин, Г. М. Карев, В. П. Демин удостоены Премии Совета Министров СССР за проектирование и строительство первой очереди СРЗ "Нерпа" в городе Вьюжном (Мурманск-60).

Макет памятника строителям Северного флота. Автор: Тагир Хайров

Вернёмся к истории столицы Северного флота. Большинство жилых, бытовых и служебных зданий в нашем городе были сооружены руками рядовых военных строителей. Лучшие из них удостоены почетного звания “Заслуженный строитель СССР”. И как знак огромного уважения и памяти о мужественных людях, возводивших на суровом Севере города, строивших стратегические военные объекты, в верхней части города на улице адмирала Падорина, у бывшего здания СВМС, расположен памятник строителям Северного флота работы Тагира Хайрова.

Дорогие друзья! Представленная вашему вниманию виртуальная выставка – всего лишь небольшая часть грандиозной истории строительства на Севере, североморской земле. Мы обязательно вновь обратимся к этой теме и вспомним славные имена строителей-североморцев. До новых встреч! Спасибо за внимание!