Выставка макетов кораблей и фотографий из фондов МБУК СМВК, посвященная Дню ВМФ
День ВМФ России — дань чести и славы военным морякам всех поколений, их матерям и жёнам, их близким, выдержавшим боль разлуки и тоску ожиданий. День ВМФ — это память России о морской славе.
Начинается ежегодное празднование Дня ВМФ России традиционно с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъёма на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания (сигнальных флагов). В этот день проходят военные парады и военно-спортивные состязания на территориях базирования Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии. На некоторых боевых кораблях для гражданского населения проводится «день открытых дверей». Руководство страны и высшие чины ВМФ РФ поздравляют своих подчинённых с этим профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся военнослужащие награждаются государственными наградами, внеочередными воинскими званиями, памятными подарками, правительственными грамотами и благодарностями командования российского флота. Завершаются праздничные мероприятия, как правило, праздничными концертами и салютом.
С 2017 года, указом Президента России от 27 июля 2017 года, восстановлена традиция проведения в этот день Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. В параде принимают участие моряки Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии.
Краснознаменный Северный флот является межвидовым стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для защиты национальных интересов России на арктическом направлении, а также в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности.
Главная база Северного флота — г. Североморск.
Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года годом образования Северного флота определен 1733. Годовым праздником — 1 июня.
В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные средства на сооружение порта на Мурмане. 24 июня 1899 года состоялось официальное открытие города Александровск (ныне - Полярный), расположенного при Екатерининской гавани.
Дальний Север, Мурманъ, г.Александровск
В апреле 1933 года Советское Правительство, понимая важность Северного морского театра для обороны морских границ государства, приняло постановление о переводе части кораблей с Балтийского моря на Север - с целью создания в этом районе регулярного объединения Военно-Морских Сил. 1 июня 1933 года был издан циркуляр Начальника штаба РККА о формировании Северной военной флотилии. 11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот.
Секретный приказ Народного Комиссара Обороны Союза СССР
К началу Великой Отечественной войны Северный флот состоял из бригады подводных лодок в составе 15 единиц и 33-х надводных кораблей (8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 сторожевых катеров и 1 минный заградитель), организационно сведенных в пять дивизионов.
Северный флот в годы Великой Отечественной войны
За период войны корабли и авиация Северного флота обеспечили переходы 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.
Силами флота за годы Великой Отечественной войны уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов противника,1308 самолетов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, с 15 декабря 2014 г. Северный флот выведен из состава Западного военного округа. Расширена граница ответственности флота. Управление СФ переформировано в объединенное стратегическое командование.
Сегодня флот успешно решает поставленные перед ним задачи в различных районах Мирового океана, выполнены походы на боевую службу в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, Средиземное море и Аденский залив.
В рамках стратегического сдерживания ракетными подводными лодками флота непрерывно решаются задачи боевого патрулирования и боевого дежурства в заданных районах Мирового океана.
В мирное время за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, 30 военнослужащих Северного флота были удостоены высшего звания — Герой Российской Федерации.
В преддверии празднования Дня ВМФ представляем Вашему вниманию коллекцию макетов кораблей СФ из фондов Североморского музейно-выставочного комплекса.
ТАВКР «Киев», ТАРКР «Петр Великий», ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», БПК «Чабаненко», БПК «Североморск», ЭМ «Ушаков», ССВ – 571.
Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»
«Адмирал Ушаков» — 17-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч». Спущен на воду в 1991 году, введен в строй в 1994-м.
До 2004 года назывался «Бесстрашный» (типичное название для этого класса кораблей), после переименован в честь знаменитого русского флотоводца.
Автор: Машков Дмитрий Юрьевич М 1:350 2007 год
Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота СССР «Киев»
После постройки «Москвы» и «Ленинграда» – двух противолодочных крейсеров проекта 1123 шифр «Кондор» – в феврале 1968 года планировалась закладка еще одного корабля по усовершенствованному проекту 1123.3 с усиленным зенитным вооружением, улучшенными мореходными качествами и бо́льшим водоизмещением. Однако в дальнейшем количество предполагаемых изменений настолько возросло, что от закладки третьего крейсера, которому планировалось присвоить название «Киев», решено было отказаться в пользу создания корабля уже по новому проекту – 1143 «Кречет».
«Киев», или заказ 101 был заложен 21 июля 1970 г. в день ВМФ.
«Киев» в Видяево
В качестве закладных были приняты днищевые секции в районе расположения главных энергетических установок – там и была закреплена серебряная закладная доска с названием крейсера. «Киев» строился на крупнейшем в Европе наклонном стапеле №0, который был сооружен в конце 1930-х гг. для постройки линейных кораблей типа «Советский Союз». Порядковый номер «0» присвоен стапелю потому, что его местоположение находилось рядом с наиболее крупным до этого стапелем номер «1», но в стороне, противоположной другим стапелям с порядковыми номерами «2» и «3».
Закладная доска крейсера «Киев»
Автор: Машков Дмитрий Юрьевич М 1:550 2008 год
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»
"Адмирал Чабаненко" - большой противолодочный корабль (БПК) пр. 1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. Бортовой номер 650. Назван в честь советского адмирала Андрея Чабаненко. Предназначен для решения задач борьбы с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороны, поддержки высадки своих десантов, и способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно.
Первые чертежи появились в 1982 году. Проект корабля был разработан в 1983 – 1984 гг. Заложен 15 сентября 1988 года, спуск на воду произведен 16 июня 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако из-за финансовых трудностей сдача заказа флоту растянулась на несколько лет. Государственные испытания БПК прошли только в январе 1999 года. Вступление в строй, 20 февраля 2000 года, прошло незаметно ввиду того, что проходили празднования 300-летия российского флота и приемка
Автор: Рыбалко Максим Александрович М 1:350 2012 год
Большой противолодочный корабль «Североморск»
Большой противолодочный корабль «Североморск». Судно проекта 1155. Заложен 12 июля 1984 года на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде под наименованием "Маршал Жуков". Спущен на воду 24 декабря 1985 года.
Автор: Бузулуцкий Алексей Владимирович М 1:300 2000 год
Большой разведывательный корабль ССВ-571 «Беломорье»
Большие разведывательные корабли проекта 1826 шифр «Рубидий» — серия советских и российских больших разведывательных кораблей. Корабли этого проекта стали первыми судами в составе ВМФ СССР, специально построенными для сбора и обработки разведывательной информации.
Они отслеживали деятельность кораблей ВМС стран НАТО в ходе учений в Северной Атлантике, а также сопровождали авианосные группы ВМС США.
Автор: Бузулуцкий Алексей Владимирович М 1:300 2004 год
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» - флагман Северного флота
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет. Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Петр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.
Автор: Машков Дмитрий Юрьевич М 1:350 2012 год
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - флагман Военно-морского флота Российской Федерации
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — названный при закладке «Рига» - был заложен на крупнейшем стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. При строительстве будущего «Кузнецова» впервые в Советском Союзе была применена прогрессивная технология сборки корпуса из крупных блоков, каждый из которых весил до 1400 тонн.
26 ноября 1982 года, после смерти советского руководителя Леонида Ильича Брежнева, крейсеру изменили название на «Леонид Брежнев».
4 декабря 1985 года крейсер был спущен на воду и пришвартован у Северной набережной Большого ковша. «Крёстной матерью» для крейсера, разбившей при спуске традиционную бутылку шампанского о его борт, стала Лариса Николаевна Шалыгина, начальник бюро в корпусно-стапельном цехе Черноморского завода. Уже на плаву на корабль было смонтировано вооружение (кроме ПКРК «Гранит», шахты которого поместили в корпус ещё на стапеле), радиоэлектронное оборудование, авиационно-технические средства, системы вентиляции и кондиционирования.
Прежде, чем войти в состав флота, корабль четырежды менял свое название. При закладке крейсеру было дано имя «Рига», впоследствии заменённое на «Леонид Брежнев», но 11-го августа 1987 года корабль вновь переименовали, на этот раз в «Тбилиси». Своё четвёртое и окончательное название - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - крейсер получил 4 октября 1990 года.
Швартовые испытания корабля начались 8 июня 1989 года, а 8 сентября на корабль был частично заселён экипаж. 21 октября недостроенный крейсер (тогда носивший название «Тбилиси») вывели в море для проведения лётно-конструкторских испытаний: испытывались как новые палубные самолёты, так и системы самого корабля. 1 ноября 1989 года первым лётчиком, посадившим на самолёт на палубу ТАКР «Тбилиси», стал В. Г. Пугачев, пилотировавший Су-27К. В тот же день первым, кто взлетел с трамплина «Тбилиси», стал Т. О. Аубакиров на истребителе МиГ-29К.
Этапы летно-конструкторских испытаний на ТАКР 1143.5 пр. "Тбилиси", Севастополь 01.01.- 17.01. 1989 г.
25 декабря 1990 года - спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки - подписали приёмный акт крейсера, и уже под названием «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» корабль был официально принят флотом от промышленности.
Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" Северного флота Российской Федерации
По завершении государственных испытаний крейсер совершил переход из Чёрного моря вокруг Европы к месту своего постоянного базирования в районе Мурманска и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. Мелкие работы по доводке корабля продолжались ещё несколько месяцев.