Самолёт «Ил-4»
Номер 008200
Памятник регионального значения (РОИ от 08.06.1988г. № 187)
Согласно приказу Комитета по культуре и искусству Мурманской области № 28 от 28.02.2006 г. по акту инвентаризации объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, расположенных на территории ЗАТО г. Североморск.
Местонахождение
г. Североморск, площадь Мужества
Дата открытия
26 июля 1981 года
Авторы
архитекторы Г.И. Евдокимова, С.И. Багурин,
инженер А.П. Страшный
Размеры, (м)
Длина-11,6
Размах крыльев - 14,6
Высота -3,4
Материал
металл, бетон
самолёт-бомбардировщик ИЛ-4
Текст надписи
«В память о подвигах лётчиков-североморцев в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Сооружён 26.07.1981 г.»
Подробнее
На площадке из бутового камня, сооружённой на возвышенности в районе площади Мужества, установлен прямоугольный фундамент, служащий основанием прямоугольной наклонной стеле, на конце которой закреплён бомбардировщик ИЛ-4. На постаменте памятника имеется доска с надписью: «В память о подвигах лётчиков-североморцев в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. Сооружён 26.07.1981 г.»
Самолёт был обнаружен поисковиками в окрестностях Североморска, в сопках, и доставлен в город, на протяжении года над ним велись восстановительные работы.
История самолёта такова. В Заполярье он прибыл 22 марта 1942 года с берегов Тихого океана. Утром 2 декабря 1942 года самолёт ИЛ-4 под командованием старшего лейтенанта П. Дьякова в очередной раз поднялся в небо, но не с боевым заданием, а чтобы облетать самолёт после замены двигателя. Но безопасных вылетов в военные годы не было.
И. Нестеренко в статье «И встал на пьедестале самолёт…» рассказывает: «Стрелок-радист старшина Анатолий Шевяков заметил два «мессершмитта», которые заходили в атаку. Экипаж принял бой. Он стал последним для командира самолёта П. Дьякова и его штурмана. Стрелки мгновенно распределили между собой цели. Удар Шевякова оказался точным. Фашистский стервятник рухнул. Но в атаку рванулся другой. Уже был мёртв штурман ИЛ-4, тяжело ранен командир, выведены из строя оба мотора. Ст. лейтенант Пантелей Дьяков, раненый в позвоночник, собрав последние силы, всё-таки сумел посадить свой ИЛ-4 на фюзеляж в тундре, среди непроглядной тьмы полярной ночи. Когда самолёт тяжело осел на плотном льду озера, командир был уже мёртв. Стрелку-радисту А. Золотову перебило ноги, он не в силах был пошевелиться. Шевяков, раненый с трудом выбрался из кабины и помог покинуть машину Золотову. Анатолий Михайлович вытащил своего товарища, и эти часы, за которые они проползли несколько десятков метров до берега, запомнил на всю жизнь». Через несколько часов лётчиков нашли наши бойцы и отправили в госпиталь.